По маршруту иди, не собьёшься с пути
Для чего нужен дорожный маршрут? В первую очередь, для адаптации ребенка к реальным дорожным условиям.
Очень важным инструментом по практическому обучению обучающихся девятого класса является рисование личных схем безопасного движения с последующим использованием в практике.
Как вы думаете, что должно быть отражено в схеме безопасного маршрута? В первую очередь, здания и сооружения, встречаемые на пути движения с их названиями (ДК и Т «Торфяник», МАОУ СОШ № 13), перекрестки, тротуары, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы, здание самого образовательного учреждения, дома и названия улиц, по которым осуществляется движение.
Как создать безопасный маршрут, чтобы он стал действительно эффективным инструментом воздействия и повышения уровня ответственности за поведение в транспортной среде школьников нашего учреждения?
Для этого необходимо:
1. На листочке с ребенком нарисовать все здания и сооружения, дороги и тротуары, встречающиеся на пути следования.
2. Взяв эту зарисовку, вместе с ребенком выйти на улицу и пройти каждое здание или сооружение, отождествляя реальное здание нарисованной схеме. Этот этап очень важен для ребенка, так как благодаря данной идентификации идет процесс определения и совмещения конкретного объекта с нарисованной схемой.
3. Необходимо разработать максимальное количество маршрутов движения, исходя из конкретных дорожных условий. Пройти вместе с ребенком различными путями. Пусть какие-то из маршрутов будут намного длиннее предполагаемого. Взрослому нужно помнить, что его планы и действия ребенка не всегда совпадают. Вполне может оказаться, что ваш ребенок пойдет по более длинному пути, потому что он будет лежать через дом одноклассника. Ребёнок должен знать, где и как ему пройти безопасно.
4. Не всегда дорога от школы до дома оборудована необходимыми средствами регулирования. Задача взрослого — научить ребенка переходить безопасно любой участок проезжей части. А это значит, что необходимо научить слышать звуки приближающегося транспорта, иметь навыки определения опасности, исключая отвлекающие элементы (телефон, планшет, наушники…).
Совместные занятия родителей с детьми по составлению маршрута «Дом-школа-дом» дают возможность проявить доверие друг другу.
И в завершение. Позвольте ребенку быть самим собой. Пройдя несколько раз безопасный маршрут «Дом-школа-дом», повторив основные правила безопасности, дайте возможность пройти ребенку этот маршрут самостоятельно. Родителю можно и нужно быть рядом, но так, чтобы ребенок сам выбрал свой маршрут движения, сам осознавал, куда и где ему идти. И мнение ребенка необходимо принять. Задача взрослого — сделать выбранный ребенком маршрут безопасным.
Евгения Шабанова, учитель.