Развитие стрессоустойчивости и навыков саморегуляции на уроках в 9 «Б» классе
Вести здоровый образ жизни – это не только заботиться о своей физической форме. Здоровый образ жизни – это всеобъемлющее понятие. Он включает в себя все стороны жизни человека.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всём поведении.
!Очень важно!
- Научить ребенка понимать свои собственные эмоции;
- Научить понимать эмоции своих одноклассников;
- Научить ребенка щадящему проживанию своих эмоциональных состояний;
- Научить подростка переключать свои эмоции.
В рамках НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации в 9 «Б» классе ежедневно подростки работают над формированием волевых качеств, эмоциональной устойчивостью. Весь воспитательно-образовательный процесс направлен на развитие способности у учащихся к абстрагированию и обобщению, овладению умением контролировать и регулировать свою деятельность.
Для этого используются игры: «Весёлый-грустный», «Поздоровайся как…», «День-Ночь», «Море волнуется», «Дракон»
Игра «Весёлый – грустный» ориентирована на выявление эмоционально-значимых сторон жизни школьников. Это и собственное эмоциональное состояние, и оценка каких-то событий. В игре используются карточки со смайлами, отражающими эмоции.
Игра «Поздоровайся как…» развивает навыки саморегуляции, воображение, артистические способности у подростков, развивает умение излагать информацию мимикой и телодвижениями. Одновременно с этим развивается особое чувствительное внимание друг к другу. Создается дружелюбная доверительная атмосфера, повышение настроя на совместную работу. Ребята здороваются друг с другом непривычным способом: «Поздоровайся, как ЗАЙЧИК», «Поздоровайся, как ВОЛК» и т.д. Подростки перевоплощаются в радостного Зайчика, грустного Зайчика, злого Зайчика… В конце игры педагог предлагает Зайчику «нырнуть» в холодную воду, почувствовать, как мышцы тела напрягаются в течение 30 секунд, а затем встряхнуть руками, и отряхнуться всем телом, как собака отряхивается от воды. В течение минуты ребята чувствуют расслабление во всем теле.
Дается рекомендация: Вы можете повторять такое упражнение, когда устаете сидеть за партой или от какой-то другой работы.
Игра «День-Ночь» обучает навыкам саморегуляции, учит детей играть в подвижные игры с правилами, побуждает двигаться по сигналу, развивая умение переключать свое эмоциональное состояние. Пока педагог показывает указатель «солнце» и играет музыка, подростки танцуют и передвигаются по классу.
Солнце вышло из-за тучек,
Протянуло к деткам лучик.
Мы потянемся к нему
Солнце – радость по утру.
Как только педагог показывает указатель – «лунный месяц», наступает тишина, ребята должны сесть за парту и положить руки под голову (имитация сна).
Игра «Море волнуется…» воспитывает самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, умение работать совместно с товарищами, чувствуя их эмоциональное состояние, заставляет прислушиваться друг к другу.
Игра «Дракон» формирует саморегуляцию, невербальную коммуникацию, выстраивание контакта, сплоченность.
Педагог рекомендует учащимся в ситуациях, когда им становится тревожно, вспомнить большого, доброго дракона и подышать вместе с ним.